ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

«Описание психолого-педагогической
технологии работы»

 

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский

Нельзя не согласится с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского, так как порой мы действительно не видим, или не хотим замечать в каждом ребенке именно ту индивидуальную, неповторимую струнку в душе, которая сидит там глубоко, и ждет, когда до нее дотронутся, и она зазвучит прекрасной мелодией, той мелодией, которая раскрывает ребенка как личность, раскрывает его особенности, качества, интересы, отношение к миру.

Не зря Василий Александрович, отметил, что дотронуться до невидимой струны души ребенка необходимо именно умелой рукой. Порой не каждый человек работающий с детьми, чувствует их на столько тонко, чтобы понять внутренний мир каждого. Таким человеком невозможно стать, таким человеком нужно родиться уже имея заложенную в своем сердце любовь к детям, умение их понять и помочь.

Все педагоги, специалисты, работающие с детьми, для себя выделят именно те проблемы ребенка, которые они в силах решить. Для нас мы обозначили такую проблему, как развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

В последние годы в нашей стране активно развивается инклюзивное образование, которое обеспечивает возможность большинству детей с нарушениями в развитии обучаться и развиваться в общеобразовательном учреждении, где учитываются их возможности и удовлетворяются специфические образовательные потребности.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения можно представить, как договор между семьей, обществом и государством. Общей целью является формирование личности ребенка, способного стать мобильным с высоким уровнем адаптационного потенциала, конкурентно способным членом российского общества и мирового сообщества в целом. Для реализации требований Стандарта необходима активная и содержательная работа психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного учреждения.

Анализ существующей практики показывает, что для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать потенциал этих детей. Но при этом важно учитывать, что эта задача не может быть решена простым включением детей с особыми образовательными потребностями в группу общеразвивающей направленности.

Для полноценного инклюзивного образования ребенка огромное значение имеет включение его в полноценное общение с окружением. От того, как сложатся отношения особого ребенка, во многом будет зависеть его эмоциональное благополучие, становление самооценки, формирование и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

Специфической особенностью большинства детей с особыми образовательными потребностями является нарушения различных сторон коммуникативного развития. В данной связи возрастает необходимость специально организованной помощи по преодолению недостатков и коррекции нарушений коммуникативной сферы на уровне дошкольного образования, как первой ступеньки социальной инклюзии таких детей в обществе.

В психолого-педагогических исследованиях убедительно показана ведущая роль общения детей с взрослыми и сверстниками в формировании основных психических функций, обеспечении эмоциональной устойчивости, интеллектуального и речевого развития детей на разных возрастных этапах.

Практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОУ, целенаправленное развитие коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания. Дефицит времени на занятиях приводит к тому, что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей, недостаточно часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.

Учет реальных возможностей и удовлетворения индивидуальных потребностей ребенка с нарушением коммуникативной сферы в дошкольном образовании в условиях инклюзии осуществляется за счет разработки и реализации коррекционно-развивающих программ по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Считаем, что выбранная нами тема «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» в настоящее время является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Работая над данной темой, была разработана психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я открываю мир». В программе представлена система работы педагога-психолога по оказанию комплексной помощи детям дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков.

Одним из основных условий становления личности в дошкольном возрасте является коммуникативная деятельность, которая выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром. Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, общение выступает ее основным содержательным компонентом.  В настоящей программе на обеспечение безопасного пространства для общения используются элементы психогимнастики, упражнения и этюды, направленные на повышение сплоченности группы, способности к эмоциональной децентрации, психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду. Программа рекомендуется для реализации в коррекционно-развивающей деятельности образовательного процесса в условиях образовательных учреждений дошкольного образования. Данную программу могут использовать в работе педагоги-психологи и воспитатели ДОУ.

Психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я познаю мир» – это практический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми у детей с особыми образовательными потребностями.

Данная комплексная программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, и построена с опорой на материалы программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей Н.Ю. Куражевой (2011), а также на модель комплексных игровых занятий, рекомендованные авторами Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина (2011), в соответствии с ФГОС ДО.

Реализация программы осуществляется посредством организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с заключением комиссии ПМПк, нуждающиеся в развитие коммуникативной сферы, и детьми с выявленным по результатам диагностики низким уровнем сформированности коммуникативных навыков.

Тип программы – коррекционно-развивающая, предназначена для развития и коррекции коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Цель программы – оказание комплексной помощи по развитию и коррекции коммуникативных навыков, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста, имеющие нарушений в коммуникативной сфере.

Задачи программы:

  1. Создать благоприятные психолого-педагогические условия для успешного осуществления работы по развитию и коррекции коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
  2. Способствовать освоению детьми навыков установления контакта со сверстниками, развивать способность к согласованному взаимодействию, снятие эмоционального напряжения.
  3. Развивать умения эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты, развитие целеустремленности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
  4. Осуществлять профилактическую работу по предупреждению возникновения барьеров в коммуникативном поведении детей.
  5. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания коммуникативной культуры у воспитанников.

При составлении программы были учтены все принципы и подходы в организации коррекционно-развивающего процесса.

Новизна программы состоит в разработке и апробации системы, состоящей из органично встроенных в коррекционно-образовательный процесс занятий, игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков.

Данная программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития коммуникативных навыков в течении каждого года.

Практическая значимость программы заключается в подборе и апробации комплекса заданий и упражнений, современных образовательных и педагогических технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Данная программа включена во все Адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного учреждения как отдельный блок по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка будет полезна и легка в применении воспитателями и специалистами дошкольного образования в качестве эффективной формы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни. Обладая разнообразием техник и целей, которые могут быть легко достигнуты в рамках игрового подхода.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении и углублении знаний педагога-психолога об особенностях коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, и межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты освоения Программы базируются на разделе ФГОС ДО – требования к результатам освоения Образовательной программы дошкольного образования, сформулированных в виде целевых ориентиров дошкольного образования:

Ребенок:

  • ребенок имеет навык установления контакта со сверстниками, способен к согласованному взаимодействию;
  • соблюдает правила вежливости, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения (выразительные движения, жесты и т.д.);
  • в конфликтных ситуациях стремится найти конструктивный способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников;
  • активно использует речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы);
  • охотно вступает в речевое общение с взрослыми (рассказывает о произошедших событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.);
  • способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
  • обладает положительной установкой по отношению к себе и другим людям, стал более уверенным в себе, научился преодолевать робость и застенчивость.

Родители:

  • повыситься уровень психолого-педагогических знаний в вопросах развития коммуникативных навыков детей, и их роли в успешной социализации ребенка в обществе;
  • сформируются навыки взаимодействия с ребенком, имеющим нарушения в коммуникативной сфере.

Педагоги:

  • повысится уровень психолого-педагогической компетенции в создании условий для развития коммуникативных навыков у детей в условиях дошкольного учреждения.

Диагностика проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь), и в конце учебного года (май). Результатом психологического обследования является психологическое заключение и рекомендации родителям.

На основании полученных диагностических данных, с детьми, имеющими низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, проводятся занятия в соответствии с тематическим планом коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков.

Формы организации обучения – подгрупповые, индивидуальные занятия.

Количество занятий в год – 30. Занятия проводятся 1 раз в неделю. По необходимости занятия повторяются.

Проведение занятий, предусмотренных программой имеет следующие принципы: системность; цикличность построения занятия; доступность; проблемность; развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии коммуникативной сферы.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. В данной программе учтено это положение, в соответствии с которым все занятия с детьми, имеющими нарушения в коммуникативной сфере построены в игровой форме.

Задания и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, включаются в структуру занятий по формированию у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми, на снятие эмоционального напряжения, на умение взаимодействовать с окружающими людьми. Все задания и упражнения предъявляются последовательно, руководствуясь принципом от простого к сложному.

Для решения поставленных задач используются традиционные (дидактические игры и упражнения, развлечения, обобщающая беседа, опосредованное наблюдение, сюжетно-ролевая игра) и нетрадиционные формы и методы коррекционной работы (этюды, импровизации, придумывание сказок, сочинение историй и др., наблюдения, прогулки, экскурсии, моделирование и анализ ситуаций общения, просмотр видеороликов про общение); здоровьесберегающие технологии «технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз, психогимнастика); технологи обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, игротренинг, игратерапии, самомассаж, снятие мышечного и умственного напряжения); инновационные технологии (информационно-коммуникационные технологии (игры выполненные в формате презентаций, диск с интерактивными играми, интерактивная игра «Волшебная поляна», интерактивные сенсорное  средства: игры на интерактивном сенсорном столе и доске.

Программа «Я открываю мир» рассчитана на 4 года обучения для воспитанников младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы с нарушениями в коммуникативной сфере.

Для гарантированной реализации ФГОС ДО четко определены временные рамки образовательной нагрузки, рассчитанные на 9 месяцев.

Занятия по программе «Я открываю мир» проводятся педагогом-психологом в часы, отведенные для коррекционно-воспитательной работы.

Продолжительность образовательной деятельности регламентируется нормами СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.2.3286-15. Основную нагрузку несет групповая психологическая работа с детьми 3-7 года жизни, которая проводится 1 раз в неделю, и составляет от 15-30 мину, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Дети комплектуются в подгруппы в зависимости от возраста. Оптимальная наполняемость группы на занятия по развитию коммуникативных навыков составляет от 3-8 человек, это обеспечивает хорошее сочетание индивидуальной и фронтальной работы.

Психологические подгрупповые занятия проводятся по расписанию с 25 сентября.

Реализация программы «Я открываю мир» проходит в несколько этапов. 

  1. Диагностический этап.

Цель: осуществление психолого-педагогической диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений с взрослыми и детьми; формирование общей программы психологической коррекции.

  1. Установочный этап.

Цель: побуждение взаимодействовать педагогов и родителей в решении поставленных задач.

  1. Коррекционный этап.

Цель: целенаправленное развитие коммуникативных навыков у детей через игры и игровые упражнения.

  1. Этап оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: отследить динамику развития коммуникативных навыков у детей, изменения межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Для успешной реализации Программы «Я открываю мир», решения её задач, создана развивающая предметно-пространственная среда. Все содержание развивающей предметно-пространственной среды направлено на развитие и коррекцию коммуникативных навыков у детей и оказание помощи педагогам и родителям по вопросам, связанным с коммуникативной сферой дошкольников.

Структура РППС определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с учетом условий работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.

Пространство кабинета педагога-психолога разделено на следующие зоны:

  1. Организационно-планирующая зона. Рабочее место для педагога-психолога (стол, стул, компьютер, принтер).
  2. Зона для проведения индивидуальной и подгрупповой работы. Пространственно-организующим элементом данной зоны служит три столика со стульчиками, где с детьми проводиться значительная часть работы. Так же здесь находятся дидактический стол, на котором размещены пособия для развития коммуникативных навыков. Набор дидактического материала на столе варьируется, а его величина позволяет одновременно играть рядом 2-3 детям, которым предоставляется свобода выбора игр и игрушек из числа специально подобранных для занятия.

При проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков систематически используются интерактивные средства: интерактивная сенсорная доска, интерактивный сенсорный стол, которые расположены в кино-видео зале, что позволяет разнообразить формы работы с детьми, что непосредственно влияет на эффективность усваивания воспринимаемого материала дошкольниками.

  1. Зона релаксации (комната психологической разгрузки находится рядом с кабинетом психолога).

В комнате психологической разгрузки выделены два блока – релаксационный и активационный.

Релаксационный блок – пуфы, ультразвуковой распылитель эфирных масел.

Активационный блок – светооптические эффекты «Звёздный небо», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида», висящая система «Мелодичный звон», магнитофон, настенная панно «Водопад», магнитофон с подстветкой, набор эфирных масел, кресло – мягкий модуль, пуф-груша, ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа», песочница, стол для рисования с песком, пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь», набор игрушек для песка.

  1. Зона консультаций. Мягкое кресло, стол. Консультации проводятся с родителями воспитанников и воспитателями группы по вопросам, связанным с развитием коммуникативных навыков детей.

Кабинет педагога-психолога оснащен необходимым оборудованием: песочные часы; магнитофон; стол для рисования с песком; интерактивный сенсорный стол; компьютер с набором развивающих интерактивных игр «Волшебная поляна», «Учимся общаться», которые являются дополнительным, рациональным и удобным источником информации и наглядности.

Результативность. Психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я открываю мир» реализовывается с сентября 2016 года, и по результатам диагностики можно сделать вывод, что динамика уровня сформированности коммуникативных навыков детей имеет стабильный положительный характер.

На рисунке 1 представлена динамика развития коммуникативных навыков всех детей в общем, с которыми реализуется данная программа.

ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫРис. 1. Динамика развития коммуникативных навыков детей

Дети имеют навык установления контакта со сверстниками, способны к согласованному взаимодействию; используют вербальные и невербальные средства общения (выразительные движения, жесты и т.д.); в конфликтных ситуациях стремятся найти конструктивный способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников; активно используют речь в общении со сверстниками (объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы); охотно вступают в речевое общение с взрослыми (рассказывает о произошедших событиях, комментирует собственные действия, пересказывает знакомые сказки и пр.); способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; стал более уверенным в себе, научился преодолевать робость и застенчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика